Методические разработки учителей

Методическая разработка по химии 8 класс

Автор: Толкачёва Татьяна Вячеславовна

10 класс. Тема урока: «Карбоновые кислоты».

Цель урока: Формирование системы знаний и  общих компетенций, связанных с исследованием строения и свойств карбоновых кислот.

 

 «Наши знания суть зерна наших творений» Г. Бюффон

Задачи урока:

                 Обучающие:

  • дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации;
  • рассмотреть основы международной и тривиальной номенклатур;
  • разобрать строение карбоксильной группы и спрогнозировать  химические свойства  карбоновых кислот;
  • рассмотреть применение карбоновых кислот.

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы, коммуникативные  качества,  уверенность в своих силах,  развивать умение наблюдать окружающий мир, используя проблемный     подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на решение взаимосвязанных внутри – и межпредметных учебных проблем;
  • формировать умения выдвигать гипотезу, проверять её, устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность гипотезы и устанавливаемой закономерности.
  • Развивать эмоциональную сферу учащихся, привлекая материал по другим предметам.
  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся, логического мышления;
  • формировать    интерес к предмету через использование мультимедийных технологий

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения через работу в паре, группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, культуру умственного труда.
  • формировать научное мировоззрение, интерес к предмету

Оборудование к уроку:

ü  Мультимедийная презентация; ü  Магниты;

Оборудование для учащихся:

ü  таблицы для заполнения на уроке,  задания для групп учащихся

ü  реактивы: муравьиная, уксусная, соляная, олеиновая, ацетилсалициловая, стеариновая кислоты; лакмус, цинк, сода, вода, фенолфталеин, гидроксид натрия;

ü  лабораторное оборудование: пробирки;

Демонстрационное оборудование:

ü  апельсины, лимоны, яблоки, янтарь, аспирин, аскорбиновая кислота;

Преподавание ведётся по учебнику Габриеляна О. С.  «Химия. 10»

План урока:

I.    Организационный момент. Психологический настрой.

II.   Актуализация опорных знаний.

III.  Исследование. Выполнение творческого задания группами учащихся.

IV. Первичная проверка знаний.

V.  Тестирование

VI. Домашнее задание. Рефлексия. Подведение итогов.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Вхожу. Здороваюсь.

Нам сегодня предстоит решить грандиозные задачи, потому что вещества, о которых пойдёт дальше речь, настолько интересны, разнообразны и необходимы нам в жизни, что о них можно говорить бесконечно.

Перед Вами – апельсины, лимоны, крапива, яблоки, янтарная кислота, аспирин, аскорбиновая кислота.

Каковы ваши ощущения? Что объединяет такие разные и по происхождению и нахождению в природе органические вещества?

О чём пойдёт речь на уроке? О каких веществах? Сформулируйте  тему и цель нашего урока.

  1. Приветствие, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Вам необходимо заполнить первую колонку: что вы знаете о кислотах из неорганической химии? Формулы, свойства, применение, классификацию. Вторую и третью графу вы заполните в ходе урока.III. Разделяю обучающихся на четыре разноуровневые группы.

I группа. «Знакомство с органическими кислотами» Вводное слово: Ребята, вам необходимо познакомиться с физическими свойствами карбоновых кислот. Знакомство вы будете осуществлять самостоятельно, используя рекомендации.

Цель: Изучить физические свойства карбоновых кислот. Обосновать взаимозависимость между составом, строением кислоты и её физическими свойствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II группа. «Строение кислот»

Цель: Изучить строение молекул карбоновых  кислот и их классификацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III группа “Номенклатура карбоновых кислот»

Вводное слово учителя:

А как же давать имена кислотам? Их много, они разнообразны по составу и строению, есть ли закономерности в их номенклатуре?

Цель: Проработав задания  в методичках, вы должны изучить принципы международной номенклатуры ИЮПАК карбоновых кислот и научиться давать названия некоторым, наиболее распространенным в природе кислотам.

 

 

 

IV группа “Изучение свойств карбоновых кислот»

Цель: Изучить химические свойства кислот в ходе лабораторной работы.

IV. Принимает отчет групп

 

V. Тестирование.

VI. Домашнее задание, рефлексия,  подведение  итогов (эмоциональное состояние детей, достижение поставленных целей). Оценивание работы групп, где учитывается оригинальность и полнота подачи материала.

 

II. Отвечают на вопросы 

 

 

 

 

 

 

Заполняют вторую и третью колонки таблицы

Выводы:

ü  Низшие карбоновые кислоты — жидкости с острым запахом, хорошо растворимые в воде.

ü  Высшие кислоты, начиная с н-нонановой СН3-(СН2)7-СООН, — твердые вещества, без запаха, нерастворимые в воде.

ü  С повышением относительной молекулярной массы растворимость кислот в воде и их плотность уменьшаются, а температура кипения повышается.

ü  Низшие карбоновые кислоты в безводном виде и в виде концентрированных растворов раздражают кожу и вызывают ожоги, особенно муравьиная кислота и уксусная кислота.

Заполняют вторую и третью колонки таблицы

Выводы:

ü  Карбоновые кислоты – это органические вещества, в молекулах которых содержатся одна или несколько функциональных карбоксильных групп, соединенных с углеводородной группой из насыщенных, ненасыщенных или ароматических углеводородов.

ü  Химическое строение одноосновных карбоновых кислот выражается общей формулой  R–COOH.

ü  Карбоновые кислоты, содержащие в углеводородной группе 9 и более атомов углерода, называют высшими.

ü  Муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая кислоты – представители гомологического ряда одноосновных насыщенных карбоновых кислот, они – гомологи

Заполняют вторую и третью колонки таблицы

ü  Для органических кислот часто употребляются тривиальные названия. Поскольку многие из этих соединений известны давно, то эти термины указывают скорее на источник выделе­ния, чем на химическую структуру кислот.

ü  Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе  названия кислот лежат те же принципы, что и при номенклатуре изученных ранее органических соединений.

Заполняют вторую и третью колонки таблицы

ü  Свойства карбоновых кислот и неорганических похожи

IV. Группы отчитываются о проделанной работе, заполняют кластер на доске

V. Выполняют тест

  1. VI.Записывают домашнее задание. Делают выводы по теме урока.

 Таблица для заполнения на уроке ученика 10 класса……………………………………..

Знаю Узнал Хочу узнать

  группа. «Знакомство с органическими кислотами»

Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»

На столах обучающихся: уксусная кислота, стеариновая кислота, янтарная кислота, олеиновая кислота, ацетилсалициловая кислота, муравьиная кислота.

Задание.

  1. Определите агрегатное состояние кислот при н. у.
  2. Изучите цвет веществ и их прозрачность
  3. Определите наличие запаха.

Вспомните, как правильно определять запах!

  1. Проверьте растворимость кислот в воде

Отчёт: Учебник стр 183-184

Низшие кислоты……………с …………..запахом. Кислоты, содержащие от 4 до 9 атомов углерода………………………с……………….запахом; содержащие более ….атомов углерода……….вещества, которые……………………..в воде.

Проблема: Что влияет на физические свойства кислот?

Заполните вторую и третью колонку таблицы

II группа. «Строение кислот»

Цель: Дать определение карбоновых кислот, вывести общую формулу, определить функциональную группу, написать структурные формулы муравьиной, уксусной янтарной, бензойной, акриловой, щавелевой, лимонной кислот. Классифицируйте карбоновые кислоты. Учебник стр 180-181.

Отчёт:

Общая формула карбоновых кислот…………или  R – ………………Функциональная группа называется…………………

Классификация кислот.

неорганические кислоты органические кислоты
По основности (кол-во атомов водорода): одно-двух- трехкислотные
По растворимости в воде
По летучести
По устойчивости
По содержанию кислорода
По степени электролитической диссоциации
В отличие от неорганических, органические кислоты можно классифицировать по строению………..на…………..……….., ………………………. и ……………………..

Проблема: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?

Заполните вторую третью и  колонку таблицы.

III группа “Номенклатура карбоновых кислот»

Многие карбоновые кислоты имеют исторически сложившиеся названия (по способу их добывания) Например, жжение при укусе муравья вызывается муравьиной кислотой (от латинского formica — муравей); уксусная кислота впервые выделена из уксуса, образующе­гося при скисании вина; масляная кислота сообщает прогорклому мас­лу его типичный запах; капроновая кислота входит в состав козьего жира (от латинского caper— коза), щавелевая – выделена из щавеля.

Задание: используя  алгоритм международной заместительной) номенклатуры карбоновых кислот, назовите  кислоты. Учебник стр 181-183

Муравьиную ………………………….

Уксусную ……………………………..

Щавелевую……………………………

Акриловую ……………………………

Валериановую………………………..

СН3 – СН–СН2 – СООН……………………………………..

СН3

Проблема: Почему многие кислоты имеют по два названия?

Заполните вторую третью и  колонку таблицы.

IV группа “Изучение свойств карбоновых кислот»        

Изучите химические свойства соляной и уксусной кислот в ходе лабораторной работы.

Опыт « Свойства кислот» Учебник стр 184-185

Проведите следующие опыты:

  1. Налейте в 2 пробирки по 1 мл соляной и уксусной кислот и внесите в них 1-2 капли метилового оранжевого. Объясните наблюдаемое явление.
  2. Налейте в 2 пробирки по 1 мл соляной и уксусной кислот и в пробирки добавьте по 1 грануле цинка. Объясните наблюдаемое явление.
  3. Налейте в 2 пробирки по 1 мл соляной и уксусной кислот и в пробирки прилейте карбонат калия. Объясните наблюдаемое явление.

Напишите уравнение электролитической диссоциации уксусной и соляной кислоты.

Проблема: Некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков. Кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?

Заполните вторую третью и  колонку таблицы.

Физические                                                  Классификация

свойства                                                           кислот

Уксусная кислота

Номенклатура                                              Химические

свойства

Тест. Выберете из каждой строчки признаки, относящиеся к уксусной кислоте:

1)      А) газ  Б) жидкость В) твердая

2)      А) предельная   Б) непредельная   В) ароматическая

3)      А) с запахом  Б) без запаха

4)      А) растворимая в воде Б) нерастворимая в воде

5)      А) одноосновная Б)  двухосновная  В) трехосновная

6)      А) метановая  Б) этановая  В) пропановая

7)      А) метиловый оранжевый не меняет цвет  Б) метиловый оранжевый-красный

В) желтый

Домашнее задание:

  1. Постройте молекулярную, структурную, полуструктурную формулы уксусной кислоты. Сколько p- и s-связей в этой молекуле? Укажите типы гибридизации  атомов углерода.
  2. Составьте формулы 2 гомологов для 3-метилбутановой кислоты, назовите их.
  3. Составьте формулы для веществ с названиями:

а) 3-метилпентановая кислота

б) 2,2-диметилгептановая кислота

в) 3,4-диметилгепановая кислота

г) 3-метил-7-бромдекановая кислота

д) 3,4,5-триметилгептановая кислот

5. Составьте формулы изомеров для вещества составом С6Н12О2 и назовите их

(     – 4  изомера      -7 изомеров,        – максимум)

7. Опишите физические свойства и назовите области применения муравьиной и уксусной кислот.

8. Составьте уравнения получения уксусной кислоты:

А) окислением уксусного альдегида в реакции серебряного зеркала

Б) окислением уксусного альдегида гидроксидом меди (II)

8 класс. Тема урока: «Горение. Строение пламени».

Автор:  учитель химии МБОУ СОШ № 8 г. Невинномысска

Цель урока: Обнаружить физические и химические явления, происходящие при горении свечи.

Девиз урока: «Познание начинается с удивления»

Задачи урока: 1. Сформировать знания о строении и составе пламени, актуализировать опорные знания о процессе горения.

2.  Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, используя проблемный подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на решение взаимосвязанных внутри – и межпредметных учебных проблем; формировать умения выдвигать гипотезу, проверять её, устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность гипотезы и устанавливаемой закономерности. Развивать эмоциональную сферу учащихся, привлекая материал по другим предметам.

3.  Воспитывать навыки совместной работы, культуру речи.

Оборудование к уроку:

  1. Слайды.
  2. Оборудование для учащихся: свеча, спиртовка, 2 пробирки, стеклянная пластина, спички, держатель для пробирок, известковая вода.
  1. Оборудование для учителя: Стеклянная изогнутая трубка,  груша со стеклянной трубкой, 2 стакана: маленький и большой, 2 кусочка свечи по 2 см., спички, пинцет, пробирки с кислородом и углекислым газам, лучина;

План урока:

I.    Организационный момент.

II.   Актуализация опорных знаний.

III.  Исследование. Поисковая деятельность учащихся.

  1. Строение пламени.
  2. Состав пламени.
  3. Характеристика процесса горения.

IV. Первичная проверка знаний.

V.  Рефлексия.

Преподавание ведётся по учебнику Габриеляна О. С. «Химия. 8»,

Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Вхожу. Здороваюсь.
  2. Слайды презентации №  1 – 9

– Какие ассоциации вызывают у вас рисунки, связанные с огнём?

– Слайд № 10 слова Эсхила

– Сегодня мы будем исследовать «божественную искру», огонь, который, по преданиям, в далёкой древности принёс людям Прометей, узнать много нового и интересного о, казалось бы, самых привычных явлениях.

– Чем физические явления отличаются от химических?

– Чем экзотермические реакции отличаются от эндотермических?

  1. Перед вами пример

экзотермической реакции – процесс горения свечи. Вы часто сталкиваетесь с пламенем в жизни. Так что же такое – пламя? Не правда ли этот вопрос такой же странный. Как и вопрос «Что такое жизнь?».

1. Строение пламени.

Что же вы можете сказать о строении пламени?

– Выделяют 3 зоны пламени, чем они могут отличаться?

 

– с помощью спичек выясните, какая спичка загорается быстрее?

2. Состав пламени.

Горение парафиновой свечи можно описать схемой:

СnHm+ О2           СО2 + Н2О

– Что вы можете сказать о составе пламени? Одинаков ли состав каждой зоны?

Опыт № 1. Получение газообразного парафина и его горение.

Опыт № 2. Внесите стеклянную пластину в среднюю часть пламени.

– Почему эта часть пламени ярко светится?

Опыт № 3. Держите  пробирку до запотевания над пламенем 3 – 5 сек, затем быстро прилейте известковую воду.

Опыт № 4. Зажигаю спиртовку.

– Что общего в строении пламени свечи и спиртовки? В чем разница?

Почему средняя часть пламени не видна?

 3. Характеристика процесса горения.

Опыт № 4. 2 горящие свечи накрыть стаканами разного объёма. В каком случае и почему свеча горит дольше?

IV. Тест

V.Рефлексия. Вы сегодня научились находить истину с помощью доказательств, т.е. проводить исследование. Многие учёные прошлых веков опирались лишь на интуицию и приходили к ошибочным выводам.

Слайд № 11

Урок я хочу закончить словами  Майкла Фарадея, связанных с горением свечи.

 

 

 

 

  1. Приветствие
  2. Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Температурой

 

 

 

 

 

 

 

– учащиеся записывают вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

– вывод: Внутренняя часть пламени представляет собой газообразный парафин (испарение парафина – физическое явление).

– вывод: Средняя часть пламени содержит сажу – углерод.

– частицы углерода сильно раскалены

 

– вывод: внешняя часть пламени состоит из углекислого газа и воды

 

 

 

 

 

– в спирте углерода меньше

 

 

 

Вывод: Кислород поддерживает горение

 

  1. Выполняют тест.

 

Тест: «Строение пламени»

  1. 1.       Самая горячая часть пламени

А. Внутренняя

Б. Средняя

В. Внешняя

  1.  2.  Испарение – это явление

А. Физическое

Б. Химическое

В. Электрическое

3. Углекислый газ можно определить

А. По характерному хлопку при    горении

Б. По возгоранию тлеющей лучины

В. По помутнению известковой воды

4. Углекислый газ и вода – это

вещества, образующие

А. Внутреннюю часть пламени

Б. Среднюю часть пламени

В. Внешнюю часть пламени

5. Средняя часть пламени ярко светится     из – за

А. Раскалённых частиц водорода

Б. Раскалённых частиц парафина

Г. Раскалённых частиц углерода

 

Тест: «Строение пламени»

  1. 1.       Самая горячая часть пламени

А. Внутренняя

Б. Средняя

В. Внешняя

  1.  2.  Испарение – это явление

А. Физическое

Б. Химическое

В. Электрическое

3. Углекислый газ можно определить

А. По характерному хлопку при    горении

Б. По возгоранию тлеющей лучины

В. По помутнению известковой воды

4. Углекислый газ и вода – это

вещества, образующие

А. Внутреннюю часть пламени

Б. Среднюю часть пламени

В. Внешнюю часть пламени

5. Средняя часть пламени ярко светится    из – за

А. Раскалённых частиц водорода

Б. Раскалённых частиц парафина

Г. Раскалённых частиц углерода

 

Тест: «Строение пламени»

  1. 1.       Самая горячая часть пламени

А. Внутренняя

Б. Средняя

В. Внешняя

  1.  2.  Испарение – это явление

А. Физическое

Б. Химическое

В. Электрическое

3. Углекислый газ можно определить

А. По характерному хлопку при    горении

Б. По возгоранию тлеющей лучины

В. По помутнению известковой воды

4. Углекислый газ и вода – это

вещества, образующие

А. Внутреннюю часть пламени

Б. Среднюю часть пламени

В. Внешнюю часть пламени

5. Средняя часть пламени ярко светится    из – за

А. Раскалённых частиц водорода

Б. Раскалённых частиц парафина

Г. Раскалённых частиц углерода

 

Тест: «Строение пламени»

  1. 1.       Самая горячая часть пламени

А. Внутренняя

Б. Средняя

В. Внешняя

  1.  2.  Испарение – это явление

А. Физическое

Б. Химическое

В. Электрическое

3. Углекислый газ можно определить

А. По характерному хлопку при    горении

Б. По возгоранию тлеющей лучины

В. По помутнению известковой воды

4. Углекислый газ и вода – это

вещества, образующие

А. Внутреннюю часть пламени

Б. Среднюю часть пламени

В. Внешнюю часть пламени

5. Средняя часть пламени ярко светится    из – за

А. Раскалённых частиц водорода

Б. Раскалённых частиц парафина

Г. Раскалённых частиц углерода

 

Разработки по предмету “Основы религиозных культур и светской этики”

Автор-разработчик: Федченко Ольга Фёдоровна, учитель начальных классов.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Урок №5

Тема урока: Добро и зло (урок первый).

 Цель урока: научить детей делать добро, отвечать на зло – добром.

Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно – поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки «добро», «зло», жетоны, заготовки для композиции, зеркала.

Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.

 Ход урока.

  1. 1.      Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Дорогою добра»)

Придумано кем-то просто и мудро

при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

2.      Тема, цель, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?

Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 1)

Откройте тетради, запишите число, урок №5. Тема урока – Добро и зло.

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро?   И что такое Зло? (слайд2)
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со  светом, светлым, белым. (слайд3)

Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 4,5)

 3.      Подготовка к изучению нового

Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” – и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы – и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала – тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла – эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок…и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?

Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир – это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

4.      Изучение нового.

Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.  (плакат ха-ха-ха)

 

Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла? (учебник, словарь)

 

5. Самостоятельная работа

У нас 4 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)

1)      Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, третья и четвертая группы  работают  со словарями Ожегова: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения. (слайд 6+ музыка)

2)      Нарисуй условное изображение лица человека. Подумай, что в лице человека говорит о его доброте, зле?

3)      Придумайте слова, которые относятся к вашему понятию. Помогут схемы. (схемы «добро», «зло»)

Итак: (слайд 9)

  • Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
  • Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.

Вспомните золотое правило этики. СЛАЙД 10

– Какой вывод можно сделать?

Добрые  поступки помогают нам жить дружно, утверждают нашу гуманность –        взаимопонимание и взаимоуважение.(слайд 11)

 

  1. Первичное закрепление. (слайды 12-16)

1)      Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?

Обсуждение картинок.

2)      Чаша (слайд 17)

Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.

( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик  читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она – о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета  – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу.

Пословицы. (слайд 18)

* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).

*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).

* Доброе слова и железные воРота открывает.

*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).

* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).

* За недобрым пойдешь – на беду набредешь. (Про зло).

Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения  людей,   распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

  1. 7.      Физминутка

Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»

Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.

Приготовились. (слайд 19)

  1. 8.      Закрепление.

Издавна  люди  воспевали  всё,  отчего  человеку  было  хорошо,  тепло,                 радостно.   В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья.  Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

1)      Стих

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

2)      Притча о добре и зле. (слайд 20)

Послушайте притчу и подумайте,  чему она нас учит?

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так добро отплатило Злу за зло – добром.
3)      Работа со сказками (работа в группах)

Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.

Вспомните сказку и любого героя: либо злого, либо доброго. Проверяем.

4) создание проблемной ситуации

– Как проверить, добрые мы дети или злые?

2 ученика отправляются в коридор, чтобы совершить доброе дело, 2 в классе.

Остальные. Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? (Слайд 21)

Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. (слайд 22). Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

Составление композиции (слайд 23)

Давайте вместе с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело.

(на чистый ватман наклеить заготовки: дом, деревья, фигурки детей, зверей, птиц, солнце, цветы).

Как назовем эту композицию? Хорошо, все это прекрасный мир.(как прекрасен этот мир…)

Какое чувство вы испытывали, делая доброе дело?

Живешь ты в атомный век,

И сам не муравей, а – человек!

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Вы еще дети, но впереди вас ждут славные добрые дела. Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй. Возьмите  в руки зеркало, переверните его другой стороной, представьте, что это наша планета и скажите, что вы можете сделать, чтобы наша планета была прекрасной?

  1. 10.  Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради бога, (Саша)

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом (Даша)

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

  1.  Домашнее задание (слайд 24)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках».

Итог  (песня  «Если добрый ты…»). (слайд 25)

Если добрый ты…       

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – это хорошо,
А когда наоборот – трудно.
Если добрый ты – это хорошо,
А когда наоборот – трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.

Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.

Ребята, постарайтесь быть добрыми. Никогда не отвечайте злом на зло. Я тоже хочу поделиться с вами добротой. В ваше дерево достижений сегодня украсит вот такое солнышко и слова на память. И еще от меня вам за урок я говорю на всех языках мира СПАСИБО.

12.Рефлексия

 

Конспект урока по курсу Основы светской этики.

 Золотое правило нравственности.

Цель проекта:         способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.

Задачи:

  • развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
  • Ø формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
  • Ø учить прогнозированию последствий своих поступков;
  • Ø развивать готовность к социальному взаимодействию.

 Оборудование урока:

v   учебное пособие

v   мультимедиа

v   раздаточный       материал

 Основные понятия урока:

Социальные нормы ,  мораль,   нравственность ,   добро и зло,  справедливость,  совесть ,  дружба.

 Предварительная подготовка:

  • подбор текстового материала, видеофрагментов
  • театрализация сказки
  • изготовление костюмов
  • создание презентации

 План урока:

1.Организационный момент. – 2 минуты.

2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки  (или ее прочтение). – 5 минут.

3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут.

4.Работа в группах.  – 5 минут.

5. Физкультминутка.

6. Постижение основных понятий и идей урока. – 15 минут.

7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут.

8. Итоги и рефлексия – 2 минуты.

9. Домашнее задание. – 1 минута.

Учитель зачитывает сказку:

« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

– Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

– Я жил во дворце, за огромными стенами,  и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

– Ласточка, пожалуйста, выключи драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

– Мне надо скорее улетать, идет зима, – ответила Ласточка.

– Останься хоть на одну ночь, помоги мне, – опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»

  1. Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Вы правы, она совершила добрый поступок.

  1. Задание: На лепесточках напишите крупными буквами слова, которыми можно определить добро.

На доске учитель и дети собирают цветок: в центре слово добро.

  1. Вопрос: А почему люди ценят добро?

Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.

Какие правила регулирования отношений в обществе вы знаете?

( В ходе ответов на доске изображается схема).

А к какому из них относится понятие добра?

Мораль – это правила доброго поведения. Их тоже много. Но среди них есть самое главное, его называют «золотым правилом морали».

Почему его так называют?

А почему говорят «золотые руки», «золотая голова», «золотые слова», « золотая мысль»?

Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с  результатами таких поисков.

  1. Группам раздаются тексты для самостоятельной работы, зачитываем их  вслух:

Текст №1  « К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст №2  «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание  священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

 

Текст №3  « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

Почему?

Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы делать добр ?

А что нужно еще?

Вы правы, нужно следовать трем основным правилам:

Первое: делай добрые дела.

Второе: накапливай опыт добрых дел.

Третье: говори добрые слова и улыбайся

  1. Учитель предлагает детям подарить друг другу добрые слова.
  2.  В заключении учитель читает стихотворение Булата Окуджавы:

«Виноградную косточку в теплую землю зарою,

И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

И друзей созову.

На любовь свое сердце настрою…

А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

  1. Итог  урока,  рефлексия.

Домашнее задание.

– читать параграф 20;

– подобрать пословицы по теме урока;

– нарисовать картину доброго дела,  подобрать или написать   к нему стихотворение (задание по выбору)

 

Предмет: Основы светской этики

Урок №8  «Добродетель и порок»

  1. Орг. Момент
  2. Целевая установка. Сегодня мы продолжим разговор о благодетели. Будем учиться определять истинную благодетель.
  3. Проверка дом. задания.  Работа в группах.

– Дома вам предлагалось подумать над вопросом: на кого мне хотелось быть похожим и почему.

IV. Изучение нового материала:

Существует много добродетелей и пороков. Древнегреческий философ Аристотель предложил свое деление и понимание добродетели. Он считал, что добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.

Приведем несколько примеров.

Чтение с.20 второй абзац.

– Кого можно назвать расточительным? Скупым? Щедрым?

Чтение сказки.

СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ

 М.Скребцова

В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!

Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.

Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила:

— Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее?

Старик очень удивился и сказал:

— А ты не боишься после этого остыть?

— Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего!

Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.

— Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.

— Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил старик.

— Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.

Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.

Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет.

Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо, старик”.

Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда поселилось счастье.

 Вопросы и задания к сказке:

  1. Трудно ли вам быть щедрым?
  2. Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?
  3. Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим человеком?
  4. Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.
  5. Представьте, что одна из печек старика открыла вам секрет щедрости. Расскажите, что это за секрет.

 Перейдем еще к одной благодетели, которая тоже находится между двумя пороками.

Вредность-дружелюбие-угодничество. С. 21 чтение.

Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой).

Игра «Колечко дружелюбия»

Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.

Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.

После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.

Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться  – это мужество.

– Между какими пороками оно находится? Как понимаете ?

Чтение  учебника с.21.

Мужество:

  • (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах
  • одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.

Составить синонимический ряд к основным добродетелям.

 

 Дружелюбие смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность
Мужество великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни
Щедрый благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

Вставить в высказывания слова по смыслу.

Истинное мужество – осторожность. – ЕврипидМужество без благоразумия – только особый вид трусости. – Сенека
 Дружелюбие удваивает радости и наполовину сокращает горести.
- Френсис Бэкон -Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным. – Библия -
 Итог урока: Синквейн –  Дружелюбие, щедрость, мужество, добродетель.

Задание на дом: Подумайте, какие щедрые поступки вы можете подарить своим родителям, и постарайтесь в течение недели совершить хотя бы один из этих поступков. В конце недели дети рассказывают, как их щедрый поступок повлиял на жизнь в семье.

Дружелюбие смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность
Мужество великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни
Щедрый благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

 

Дружелюбие смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность
Мужество великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни
Щедрый благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

 

Дружелюбие смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность
Мужество великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни
Щедрый благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

Истинное                            – осторожность. – Еврипид

                            без благоразумия – только особый вид трусости. – Сенека
 Дружелюбие удваивает                         и наполовину сокращает
           – Френсис Бэкон -Кто хочет иметь                         , тот и сам должен быть дружелюбным. – Библия -